Поделиться ссылкой:

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вчера на церемонии подписания российско-венгерских соглашений и последовавшей за этим пресс-конференции так открыто демонстрировал уважение к политике России и симпатии к Путину, что на утро западные СМИ разразились удивленными комментариями вроде: «Люди счастливы, что русские возвращаются» (The Guardian).

142424923479

 

А вообще вам происходящее на Европейском континенте ничего не напоминает? Не зря считается, что события на очередном витке спирали истории имеют обыкновение повторяться. Евросоюз сейчас уверенно идет по пути СССР в своем строительстве идеального общества в рамках общеевропейской конфедерации, настойчиво не замечая того, что мир вокруг изменился. Отсюда это удивление: «Как так? Наша модель общественного устройства идеальна, наша экономическая модель единственно верная! Поэтому даже если мы принимаем абсурдные решения, их нельзя оспаривать. Политика должна быть единой, и ее определяет Брюссель».

Венгрия в ЕС — пока всего лишь внутренняя фронда, которая на самом деле не стремится к развалу ЕС. Как когда-то советская Прибалтика, поглядывавшая на Запад, но не рисковавшая отказаться от преимуществ единого экономического пространства СССР и включенности в мировую политику посредством причастности к великой державе. У последовавшего позднее «развода» с прибалтийскими республиками не было никаких прагматических оснований. Кстати, отсутствие элементарного расчета присутствует в наших отношениях и весь постсоветский период. И в отсутствии здравого смысла в данном случае можно упрекнуть именно ныне европейскую Прибалтику. Впрочем, Советский Союз грешил тем же, поддерживая одиозные режимы только за одно упоминание слова «социалистический» в названии государства. Сейчас такими словесными фетишами в мире являются «демократия» и — эксклюзивно для Европы — «европейские ценности».

Потому Порошенко – лучший друг Брюсселя. Украинский президент, конечно, пока чуть менее одиозен, чем центральноафриканский диктатор Бокасса, который любил на обед угощаться рагу из лидеров оппозиции, а однажды накормил кабинет министров обедом, приготовленным из одного из членов правительства. Впрочем, обстрелы мирных кварталов городов Донбасса – это разве не признак латентного каннибализма? Так вот с Бокассой носились все – и Советский Союз, и Запад в лице Франции и США, и Движение неприсоединения. А он только зарабатывал на этом, а сам соус с пальчиков неугодных местных политиков слизывал да потом их, пальчики эти хрустящие, в кляре запеченные, надкусывал. «Как вам назвать тот строй, который я тут у себя создаю? Социализм? Капитализм? Хоть горшком называйте!» А Бокасса слушает и ест, как тот кот. Ест, правда, не сметану, а людей. Бррр! Кстати, закончилось все это строительство демократического государства в Центральной Африке империей, в которой Бокасса объявил себя пожизненным правителем.

Но вернемся к Венгрии. Венгры прекрасно помнят 1956 год, когда в Будапешт вошли советские танки уже не фашистов изгонять, а подавлять антиправительственный мятеж. Никто этого не замалчивает, из учебников истории не исключает, однако и нынешнюю Россию в грехах Советского Союза не упрекает. Да и грех ли та войсковая операция, или восстание на самом деле было мятежом против выбора народа? Пусть на этот вопрос венгры отвечают сами. Так бы и с Украиной поступить, если б в своих поисках идентичности и исторического выбора не скатывался украинский режим к национализму, граничащему с фашизмом, и если бы не жили на украинской земле русские люди.

Игорь Шатров, политолог, ведущий программы «Вот что происходит» на радио «Звезда», заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Блоги: 11:44, Среда 18 Февраль, 2015

От admin