Поделиться ссылкой:

Бизнесмен из Челябинска решил изменить представление россиян о самих себе, приехал в город Золотого кольца, Переславль-Залесский, и построил там Русский парк, собрав и воссоздав на территории музейно-исторического комплекса множество достижений русской культуры, искусства, науки и быта, большинство из которых добрая часть жителей страны считает изобретениями Запада.

r1

Фото: Наталия Судец/Strana.ru

Вспомнить все

Трасса М8 — она же Ярославское шоссе, как лезвием прорезает русские леса, по касательной обходит Сергиев Посад и нанизывает на себя Переславль-Залесский. Этот древний русский город — одна из жемчужин Золотого кольца. До недавнего времени в нем все было патриархально и буднично. Но меньше года назад появился на переславской земле гость — челябинский бизнесмен, и жизнь закрутилась. За несколько месяцев он построил на пустыре по собственным эскизам огромный музей под открытым небом и назвал его «Русский парк». Этот человек задумал изменить наше представление о себе самих. Получилось или нет, мы узнали, поговорив непосредственно с создателем комплекса, Сергеем Ефименко.

— Что из себя представляет ваш проект?

— У нас, у России, есть много того, о чем большинство людей не знает. Нам многое мешало: войны, пожары… Кажется, все работало против нас. И тем не менее нам много чего удалось сделать и удивить мир.

— А что именно? Можно сразу на конкретных примерах?

— Легко! Вот, например, центральная площадь парка придумана не современными архитекторами. Для осуществления проекта брались проекты конца XIX века. На площади представлен русский национальный стиль в архитектуре тех лет. Стиль, цвета, резьба — именно так строили выставочные павильоны, с которыми в конце XIX века Россия выезжала в Париж, в Лондон и т.д. Русский национальный стиль зародился на волне патриотизма после войны 1812 года. Все здания строились с резьбой с использованием мотивов, которые сохранилось на постройках XII–XIII веков. Переработав лучшее и наиболее интересное, такие архитекторы, как Иван Павлович Ропет, Виктор Александрович Гартман и другие, создали так называемую неоклассику. На основе их проектов мы и построили здания в нашем парке.

Взрыв цвета

— В стандартном восприятии русские деревни должны быть побуревшими до черноты от дождя и снега, а в вашем парке все постройки очень яркие.

— Те постройки, что сохранились до наших дней, действительно сплошь все темные, мрачные и некрасивые. Поэтому нам и кажется, что в то время люди жили в сгнивших, разрушенных избах, что стоят по всему Золотому кольцу. Ничего подобного, они жили в красивых расписных избах. Вся русская архитектура того времени была раскрашенная и яркая. Но краски выцветают, дерево гниет, поэтому понятно, что с тех времен натуральной деревянной колористики почти не сохранилось. И именно те яркие цвета мы и показываем здесь людям.

 

— Такое впечатление, что сколько построек — столько росписей. Ни одна не повторяется…

— Вы правы. Внутри парка, если брать архитектуру, мы реконструировали самые разные расписные избы. По всей России в деревнях их были сотни и тысячи. Однако центров расписных изб было немного. Это была своя определенная народная культура, от которой сейчас мало что сохранилось. Мы в своих поисках опирались прежде всего на то, что в России осталось после Великой Отечественной войны. Одна из таких изб — расписная изба «Алешкин дом», которая сохранилась в музее деревянного зодчества в Архангельской области в деревне, куда нет асфальтовой дороги. В другой избе мы реконструировали уральскую роспись. Ведь на Руси избы расписывались не только снаружи, но и изнутри.

Кстати говоря, благодаря стараниям энтузиастов, в 60-х годах в Нижней Синячихе в Свердловской областиоткрылся музей деревянного зодчества, в котором сохранились избы целиком либо части расписных изб. О существовании уральской росписи тоже почти никто не знает, а между тем Урал с юга до севера в прошлые годы весь стоял расписной. В Курганской, Свердловской, Тюменской и других наших областях везде были тоже сплошь расписные избы.

Почему образ России — полусгнившая изба, проваливающийся пол, тогда как на самом деле даже мебель и посуда в России были разноцветными, яркими? Наши люди стремились к красоте. У нас есть экспозиция русской мебели и предметов утвари. Они все были расписные: старые утюги, то, чем стирали белье, картины, сундуки. Мы показываем, как это выглядело тогда. Не черное, как в музеях лежит, и молодежи на это смотреть не интересно, а восстановленное по старым картинам и эскизам. Для этого я привлекал специалистов-искусствоведов. Мне хотелось, чтобы все было не понарошку, а по-настоящему, чтобы ни в коем случае парк не воспринимался как некий стиль а-ля рюс. Все, что здесь представлено, основывается на исторических копиях. Как бы кому ни хотелось, чтобы все было плохо, в России все было хорошо, и мы это здесь показываем.

Шанель, Шампань и моде дань

— Сколько у вас музеев?

— Всего на территории 7 музеев, 5 из которых расположены в парке. В двух избах размещены экспозиции русских народных инструментов, экспозиции прялок, лубка. Кстати, лубок — это отдельная история. В России эти картинки появились примерно с XVI века, ими украшали в деревнях избы. Их не использовали дворяне и купцы, но деревенские жители, которые составляли тогда 99% населения России, украшали свои избы почти исключительно лубком. Очень мало, кто видел, что он из себя представляет, а ведь есть церковный лубок, бытовой лубок, сказочный лубок, песенный, военный, даже Малевич рисовал лубок. И, кстати, у нас представлены копии в том числе и его работ. Малевич нарисовал 14 лубков на тему Первой мировой войны, а Маяковский к ним написал стихи. И большинство людей не знает об этом.

В одной из изб мы показываем моду XIX века. Вы наверняка возразите: неужели русские могут чем-то гордиться в моде? Казалось бы, где мы и где мода? Но тем не менее стиль а-ля рюс в начале XX века был самым модным в Европе. А возьмите, например, шампанское: мало кто знает, что кроме французского шампанского, наше игристое вино тоже имеет право называться шампанским. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже наше шампанское победило французов в слепой дегустации. Французы считали, что настоящее шампанское может быть только французским, пили и нахваливали, а когда перевернули бокалы, выяснилось, что оно крымское. Также и наши духи в 1900 году победили французов. Это был любимый запах императрицы, который потом стал «Красной Москвой». И они тоже были признаны французами лучшими. А всемирно известные духи Chanel №5 появились благодаря русскому эмигранту, который после революции уехал и поступил на работу к мадам Шанель. И если бы не революция, еще неизвестно, где бы эти духи появились.

r2
Фото: Наталия Судец/Strana.ru

Впереди планеты всей

— Расскажите о своем главном музее.

— Это моя гордость! Музей рассказывает о том, что русские изобрели первыми. Это единственный подобный музей в России. Мы сами разработали концепцию, сами же обеспечили наполнение. В нем кто-то с ужасом, а кто-то с удивлением узнает, что самое древнее деревянное колесо со спицами найдено на территории России, что это мы первыми изобрели самобеглую коляску, первый в мире трактор на гусеничном ходу, трамвай, самолет, дирижабль…. Я уж не говорю про изобретения, связанные с космосом…Даже бензин — и тот изобрели русские.

— Радио еще…

— Вы абсолютно правы, но радио знают все. Но мало кто знает, что мы первыми изобрели телеграф, радиоприемники на полупроводниках и построили первый компьютер на полупроводниках. Это мы изобрели первый в мире сотовый телефон, телевидение, 3D-телевидение и 3D-фотоаппараты. Мы первыми построили спутниковое телевидение, кабельное телевидение, негорючую (безопасную) кинопленку, а первый фильм появился не благодаря братьям Люмьер, а за два года до них был снят в России, но наши максималисты-академики это изобретение отвергли, зато спустя два года мы стали смотреть кино французское. Это мы построили первую в мире подводную лодку, сделали противогаз, водородную бомбу и противоспутниковые системы.

— А это не миф или наше желание быть первыми?

— Свою экспозицию мы делали при консультационной поддержке Института естествознания РАН и Политехнического музея. На открытии экспозиции присутствовали их представители и вручили нам письма, в которых написано, что все, что здесь есть, — это правда. Сейчас эти письма прикреплены на входе. Конечно, для кого-то и эти источники не являются авторитетными. Тут уж, как говорится, хотите верьте, хотите нет. Дело в том, что до нас никто в нашей стране просто не систематизировал все эти факты.

— Как возникла идея создания такого проекта? Вы сами инженер, ученый?

— У меня незаконченное высшее образование. Когда учился в институте, началась перестройка, и я ушел в бизнес. Но я всегда считал, что каждый человек в своей жизни должен сделать что-то такое, чем он мог бы гордиться, а не просто ЗАРАБОТАТЬ МНОГО ДЕНЕГ. Сейчас в нашей стране многие говорят, что надо развивать патриотизм, рассказывать молодежи о том, чем гордиться, но эти слова не превращаются в дело. Я решил сделать так, чтобы, посетив наш парк, человек сказал: «Да, я живу в великой стране. У меня великие предки. Не все к нам пришло с Запада». Может быть, кто-то, посетив музей, вспомнит старый анекдот: «и эти люди запрещают мне в носу ковырять?!» Я считаю, что мы добились результата. 5% посетителей парка оставляют именно положительные отзывы. Пишут, что после посещения музея гордятся своей страной, пишут о том, что детям есть о чем написать первого сентября в сочинении. А учитывая, что люди приезжают семьями или группами, можно сказать, что эти 5% — на самом деле 50%.

r3
Фото: Наталия Судец/Strana.ru

— Наверняка у вас должно быть интересно детям.

— Конечно! У нас ведь не просто научный музей. Специально для детей мы подготовили интерактивные программы, в которых подача информации построена на современных методах визуализации. Не каждый родитель — преподаватель. Многие ищут место, куда можно приехать и показать своим детям что-то значимое. Мы в парке это делаем, помогая родителям воспитывать своих детей. Учителя, привозя к нам детей, после экскурсий говорят: «Ну, наконец-то кто-то рассказал детям о величии страны на фактах, причем сделал это в интересной и доступной форме».

Мы помогаем государству воспитывать патриотов своей страны, ведь патриотизм — это не тогда, когда человек кричит «Ура!». Патриотизм — это когда он гордится своими предками, их достижениями. Последние годы нашей молодежи вбивали в головы, что все лучшее к нам пришло с Запада, что «мы никто и звать нас никак». А мы своим парком показываем, что это на самом деле не так.

Чай, квас и русский чизкейк

— Еще на подходе к парку видна вывеска «Музей дегустации чая и кваса». Неужели и тут вы нашли чем удивить?

— Чайно-квасная тема очень интересная. В музее кваса вас встречает потомственный квасовар, предки которого варили квас. Как вы думаете, сколько видов кваса было на Руси в XIX веке? Больше 150 видов! Квас пили все. Даже Казанова, путешествуя по России, оставил записи в своем дневнике, что у русских есть такой напиток, который лучше турецкого щербета, и вся Россия его пьет. Вот мы и рассказываем всю историю квасоварения. Квас — это наш напиток, это наши корни, это российская разработка. Америка хвалится кока-колой, а почему мы стесняемся своего кваса? Он полезнее, он лучше, он древнее. В каждой области квас делали из того, что там было, ведь квас бывает не только хлебный. Сейчас мы единственные в России, кто делает 12 видов кваса: это фруктово-ягодные квасы — клюквенный, яблочный, это квас с хреном, с хмелем, с имбирем, медово-лимонный квас, это овощные квасы — свекольный и морковный. После интерактивной экскурсии мы обязательно проводим дегустацию. У нас вы можете купить любой из 12 видов кваса. А знакомясь с квасом, люди знакомятся со вкусами своих предков. Никто не выходит из музея кваса без новых знаний, без положительных эмоций. А дать положительные эмоции о своей стране, о культуре, о достижениях и традиции — одна из основных задач парка.

— А что в чайном музее?

— В музее чая вас также ждет интерактивная программа. Девушка-травница рассказывает, с чего началось чаепитие в России. Сейчас все мы пьем индийский и китайский чаи, но ведь в России он пришел в массовое потребление только в конце XIX века. А что пили русские до этого? Понятно, есть травяные чаи. Но ведь у русских есть свой чай — иван-чай. И это вовсе не травяной чай! Еще в XII веке русские научились ферментировать чай так же, как китайцы и индийцы. И это уже был настоящий чай. Кстати, иван-чай бывает и зеленый, и черный. А на Дальнем Востоке и в Сибири пили курильский чай. А с чем наши предки пили чай? С пряниками и вареньем. А в каждом регионе были свои пряники. Делались даже пряники с сусальным золотом. И это тоже мало кому известно, а мы об этом людям рассказываем. После экскурсии все эти чаи люди могут продегустировать. Как правило, наши гости дегустируют чаи с вареньями. Во всем мире делаются джемы (перетертые ягоды) и конфитюры. А варенье из цельных ягод делается только в России. Мы даем попробовать варенье с лесной клубникой, которое не производится, а делается только в частном порядке. К чаю мы подаем гурьевскую кашу, сделанную по старому русскому рецепту XIX века. Это блюдо делается только в русских печах, собственно, почему его нигде и не встретишь. Каша готовится в русских печах 5-6 часов и только на домашнем молоке, с которого снимаются пенки. В молоко добавляют немножко манной крупы и сахар. То, что получается, можно назвать русский чизкейк. Для пикантности туда добавляются фрукты, орехи, варенье и получается отличный десерт. Поверьте, нигде в мире нет такого десерта! После революции исчезли печи, а с ними исчез и русский чизкейк. А почему осталось название «каша»? Да потому что в России все, что делалось из молока и крупы, раньше называлось кашей. А так как он не усовершенствовался, то и название не изменилось. Так и осталась «гурьевская каша». Сейчас в России можно по пальцам одной руки пересчитать места, где можно попробовать эту вкуснятину. У нас она есть! Так через чай и через гурьевскую кашу мы показываем наши традиции.
Народ испокон веков жаждал хлеба и зрелищ. Так что мы учитывали эту особенность и показываем, как в XIX веке люди развлекались. У нас есть Музей Петрушки, то есть народного театра. Мы показываем образцы театра «Вертеп», театра теней, рассказываем пословицы и поговорки. Сейчас все дети смотрят иностранные мультфильмы, но мало кто знает о русских пословицах и поговорках, а ведь в них такая мудрость вековая!

r4
Фото: Наталия Судец/Strana.ru

Повод для гордости

— Большая часть экспозиции у вас расположена прямо под открытым небом, почему?

— Не всю русскую культуру можно вместить в музеи, поэтому мы показываем это на открытых площадках. Территория парка 10 гектаров и мы оформили ее в виде аллей с разными символами России. Есть аллея берез, сказочных персонажей, флагов, шрифтов, наличников, русской росписи… Я могу часами рассказывать, что мы собрали.

— Ни за что не поверю, что вы готовы остановиться на достигнутом.

— Есть дальнейшие задумки для музеев. Например, музей «Русские не сдаются». Эта фраза пошла с 1915 года, когда русскую крепость Осовец осадили немцы и применили против защитников крепости газы. После газов 7000 немцев пошли на штурм, а навстречу им встало 30-40 оставшихся защитников крепости, которые не умерли. Эдакие живые мертвецы — перемотанные тканью лица, харкающие кровью, с криком «ура» они пошли в штыковую и обернули эти 7000 человек в бегство, а сами упали и умерли, потому что внутри они были отравлены хлором, ведь тогда противогазов еще не было. Все эти факты не скрыты в архивах, они есть в Интернете, надо просто искать. Было бы желание. А я надеюсь, что после посещения нашего парка оно появится хотя бы у каждого десятого.

— Посетители обычно оставляют отзывы в гостевой книге. Есть надпись, после которой вы поняли, что все это затеяли не зря?

— «Я горжусь своей страной. А моему ребенку будет о чем написать сочинение первого сентября».

ИСТОЧНИК

От admin