Поделиться ссылкой:

На торжественную церемонию в Старую Руссу — город, во время войны оккупированный фашистами, съедутся представители поисковых отрядов из разных российских регионов. Именно на новгородской земле зародилось движение добровольцев, которые ищут останки павших бойцов и спустя столько лет хоронят с воинскими почестями.
ScreenShot 45

На торжественную церемонию в Старую Руссу — город, во время войны оккупированный фашистами, съедутся представители поисковых отрядов из разных российских регионов. Именно на новгородской земле зародилось движение добровольцев, которые ищут останки павших бойцов и спустя столько лет хоронят с воинскими почестями.

В школе поселка Кневицы всего около сотни учеников, а экспонатов в музее — более тысячи. Собирать их начали еще родители этих ребят. Бои здесь шли жестокие, следов войны остается и сейчас немало. Теперь шестиклассники готовятся к экспедиции. Этой зимой школьники сделали открытие. Прямо в собственном музее. Много лет в витрине лежал крошечный кусочек металла. Думали – осколок. Опытные поисковики определили – номерной знак самолета.

«Совершенно невзрачная дырявая железочка. А в уголочке — почти не видно – номерочек», — говорит командир поискового отряда ПО «Находка» Александр Морзунов.

В Центральном архиве в Москве по номеру определили: летчик пропал без вести, дата и район — очень приблизительные: где-то под Демянском, 1941 год.

Эти места в годы войны называли «Болотным фронтом». Здесь и сейчас даже трактор не всегда пройдет. Вокруг – сплошная топь. Большую часть пути надо идти пешком, по колено в грязи. На месте падения самолета должна была образоваться воронка. Ее и ищут. В очередной яме щуп натыкается на что-то твердое.

«Вполне возможно, что находится все в яме. Возможно, что если мотор там, то и летчик, кабина там», — говорит егерь Иван Иванов.

Характер повреждений самолета может рассказать подробности последнего боя пилота. Поэтому так важно его поднять. По архивным данным, в этих местах во время войны погибло или пропало без вести около 500 самолетов. За 10 лет работы только этим отрядом обнаружено 30 из них, и почти у всех установлены имена летчиков.

Поисковое движение зародилось именно на Новгородской земле. Здесь держал оборону Северо-Западный фронт. Бои, по сводкам Информбюро, шли местного значения. Но, как отмечают историки, это единственный фронт, где на протяжении почти трех лет ни на один день не прекращались попытки атаковать врага. Здесь впервые в ходе войны наши войска окружили крупную — около 100000 солдат — группировку фашистов. Именно тут – под Демянском и Старой Руссой – немцам пришлось отказаться от планов сходу захватить Ленинград и Москву. Десантник Юрий Дружинин, сам уроженец Старой Руссы, был ранен как раз при освобождении родного города.

«Все перед Руссой простреливалось. Все поля были минированы. Рамусовский коридор и Демянский котел – это была Долина Смерти», — говорит ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Старой Руссы Юрий Дружинин.

По официальным данным, на Северо-Западном фронте погибло около полумиллиона красноармейцев. Говорят, цифра занижена, потому что не учитывает бойцов, пропавших без вести.

«Это болотистая местность, в которой во время Великой Отечественной войны даже и фронта-то не было. Эти условия местности до сих пор препятствуют и нашей работе, потому что мы сейчас посмотрели: чтобы добраться до двигателя самолёта, надо вначале откачать воду, то есть осушить болото, мягко говоря, а потом уже работать», — говорит командир поискового отряда ПО «Находка» Александр Морзунов.

Эти болота хранят еще много безымянных захоронений. Поэтому так много здесь поисковых отрядов, и так много школьных музеев, посвященных войне. А в Старой Руссе вообще единственный в стране музей одного конкретного фронта – Северо-Западного. И при нем тоже был образован поисковый отряд. Сотрудники сами собирали свои экспонаты по окрестным лесам, а главное, открывали имена пропавших без вести.

«Если фронтовик не до конца закрутил этот медальон, в него попала вода, кислород, и бумага эта — уже прах. Мы действовали крайне осторожно: моментально закрывали такие сомнительные медальоны, скапливали их за собранные в ходе экспедиции и отправляли в Москву, в Институт судебных экспертиз. И мы получали иногда разгаданные имена», — рассказывает старший научный сотрудник музея Северо-Западного фронта Ася Иванова.

В таких поисках может поучаствовать любой желающий. Более двадцати лет проводятся Вахты памяти, во время которых сюда – на Новгородчину – приезжают добровольцы из других регионов и даже других стран. Два года назад разрозненные отряды объединились в Общероссийское поисковое движение. Найдены и перезахоронены сотни тысяч бойцов. Установлены имена десятков тысяч ранее неизвестных героев.

Смотрите оригинал материала на

http://www.1tv.ru/news/social/281230

От admin