Поделиться ссылкой:
Так, видно, Богу угодно, что Переяславль уже дважды в нашей истории становился стержнем воссоединения Руси.
Есть населённые пункты, в которых градообразующими являются промышленные предприятия или агропромышленные комплексы. Градообразующей силой Переяслава со второй половины ХХ века является его история. Огромные средства на строительство различных объектов были выделены правительством к 300-летию воссоединения Руси, широко отмечавшемуся в 1954 году как «воссоединение Украины с Россией». В последующем отпускались необходимые средства на раскопки, на создание музеев, на реставрации храмов… В Переяславе на финише советского периода истории было 27 музеев. Город с его историей, его храмами, его памятниками является подлинной жемчужиной Украины.
Переяславль – один из древнейших военно-политических и религиозно-культурных центров Руси. В начале Х века он уже был третьим, уступая в чём-то Киеву и Чернигову, по значению. Переяславское княжество исторически являлось щитом Руси в противостоянии с хищной Степью – хазарами, печенегами, а затем и половцами. В XI-ХII веках Переяславль стал именоваться с приставкой «Русский» — чтобы уклониться от путаницы с Переяславлем Рязанским, а затем и с Переяславлем Залесским. С октября 1944 года, с момента освобождения города от гитлеровских мучителей, имя города стало писаться чуть видоизмененно и с приставкой: Переяслав-Хмельницкий.
В 1072 году Владимиру Мономаху было 19 лет, когда митрополитом Переяславским стал выдающийся церковный деятель и градостроитель преподобный Ефрем. Он нами почитаем как преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский, чьи мощи почивают в пещерах Киево-Печерской обители.
Ефрем Печерский, епископ Переяславский
Существует мнение, что великий князь Киевский Всеволод, отец Владимира Мономаха, очень любил Переяславль, свою вотчину, и высоко ценил преподобного Ефрема, оттого и назван Ефрем в Повести временных лет митрополитом, титулом, равным святителю Киевскому и всея Руси. В своё время Ефрем, испытав милость и ярость князей, «Духом горя путешествия к святым местом», как сказано о нём в тропаре, совершил паломническое странствие. В Византии он переписал Студийский монашеский устав по просьбе Феодосия, игумена Печерского. Уставом этим «и днесь Церковь Российская управляема». В Переяславле Ефрем построил прекрасную Свято-Михайловскую церковь, которая мало чем уступала дивным храмам своего времени.
Михайловский собор 1089 г., исследованный археологами в 1949, 1974-1975 гг., реконструкция Ю.С.Асеева, В.О.Харламова
Михайловская церковь была освящена в тот же год, что и Великая Успенская церковь в Печерском монастыре Киева, в 1086 году. Ефрем преобразил Переяславль и другими замечательными церквями. В Повести временных лет о нём сказано: «Этот Ефрем был скопец, высок ростом. Много он тогда зданий воздвиг; докончил церковь святого Михаила, заложил церковь на воротах городских во имя святого мученика Федора, и затем церковь святого Андрея у ворот, и строение банное каменное, чего не было раньше на Руси…»
Банное строение – крестильня для взрослых, то есть для представителей народов, Христа прежде не знавших. Нам известны, например, крещёные половецкие князья.
Взамен деревянных стен, поставленных на земляных валах ещё при Владимире Крестителе, прадеде Мономаха, Ефрем окружил Переяславль стенами каменными. О Ефреме в Летописи и ещё сказано: «и украсил город Переяславский зданиями церковными и прочими зданиями».
Археологи установили в Переяславе расположение княжеского и епископского дворов, раскопали фундаменты семи церквей, в т.ч. Успенской (о которой мы ещё скажем), открыли часть древней каменной стены и остатки епископских ворот, возведённых Ефремом по образцу Златых врат Киева. «Епископский дворец» был возведён рядом с Михайловской церковью. Остатки дворца – части мраморных колонн и мозаик после раскопок, произведённых в ХХ веке, вновь были зарыты в землю, законсервированы.
Но часть фундаментов Михайловского храма оставлены для обозрения как бесценное свидетельство той грандиозной эпохи.
Древние фундаменты взяты как бы в огромный футляр – окружены стенами и укрыты двускатной кровлей. В этом помещении был организован музей архитектуры. Раскопки фундаментов позволили создать предположительный макет Михайловского храма…
Здание Михайловской церкви погибло во время монголо-татарского разорения в 1239 году.
Через четыре столетия, в период 1646-1666 годов, при участии Переяславского полковника Фёдора Лободы на месте грандиозного Михайловского храма была выстроена церковь меньших размеров, также освящённая во славу Архистратига Божьего Михаила.
Михайловская церковь в Переяславе, на первом плане — колокольня. Рис. Т.Шевченко, 1845 г.
В ту эпоху колокольни возводились на некотором удалении от церкви. Так строились церкви в казацкую эпоху и в Переяславе. Говоря о переяславских церквях средних веков, обычно упоминают, что две из них – Михайловскую церковь и Свято-Вознесенский монастырь — запечатлел на своих картонах Т. Шевченко. А об Успенском храме, который после перестроек был ему нехорош, выразился в том смысле, что «невозможно смотреть на него, а не только рисовать».
На рисунке Михайловской церкви (на переднем плане — колокольня) слева мы видим остатки древнего крепостного вала. На том месте после Великой Отечественной войны выстроены частные дома, память о крепости закреплена в названии улицы – Крепостная. Во время боевых действий осени 1943 года купол средневековой церкви был разрушен. До самого недавнего времени в здании церкви располагался музей народного костюма. Верующий народ и священство несколько лет добивались, чтобы здание храма было передано Церкви. Напротив входа в музейный комплекс был установлен храм-палатка, где проходили службы. Православные своего добились.
С 2010 года бывший музейный комплекс – Свято-Михайловский монастырь, надо сказать, замечательный по красоте и благоустройству. Игумен монастыря о. Антоний приложил немало трудов для восстановления церковной жизни. Под наблюдением музейщиков, в том числе Юрия Авраменко, зав. отделом охраны культурного наследия историко-этнографического заповедника «Переяслав», был выполнен ряд работ.
Ниша в храме, где почивали мощи св. Макария
При ремонте церковного здания была обнаружена ниша, в которой некогда находилась рака с мощами преподобномученика Макария (Токаревского), Переяславского чудотворца, архимандрита Каневского и Овручского, игумена Пинского.
В 1942 году его святые мощи чудесным образом – в раке по водам Днепра – попали в Черкассы. Ныне они, что поразительно, почивают так же, как и в Переяславе, в Свято-Михайловском храме – новом кафедральном соборе Черкасс.
Игумен о. Антоний при восстановлении Михайловской церкви нашёл удивительное архитектурное решение. Дабы «совместить времена», соединить домонгольский храм и казацкую церковь, чтобы были они едино – возвёл на кровле, где был разрушенный в войну купол, изящную златокупольную копию храма ХI века.
В 1098 году Владимир Мономах возвёл на своём княжьем дворе, на некотором удалении от Михайловской церкви и епископского дворца, небольшую церковь, как полагают Успенскую. Мономах был боголюбив, в знаменитом своём Поучении детям – наследникам, в широком смысле – и нам с вами, говорит: «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой дивный!»»
На месте древней Успенской церкви ныне стоит величественный пятиглавый Успенский собор, уже пятый или шестой на этом месте.
В 1596 году киевский воевода князь Константин Острожский, поборник православия, подданный польского короля Стефана Батория, построил в Переяславле укреплённый замок, а в нём на месте древней Успенской церкви новый Успенский храм. Именно на площади перед этой Успенской церковью 8 (18) января 1654 года гетман Войска Запорожского Богдан-Зиновий Хмельницкий и его войско дали присягу на верность русскому царю Алексею Михайловичу.
Памятник воссоединения Руси перед Успенским собором
Именно здесь на площади, которая и ныне просторна, гетман Хмельницкий, выйдя в середину круга, который образовали люди всех сословий, начал речь так: «Паны полковники, есаулы, сотники, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас из рук врагов, гонящих церковь Божию…» И ещё говорил: «…есть православный Великой России государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим…» И ещё: «Этот великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений беспрестанных не презревши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислать изволил…» А когда гетман кончил своё слово, со всех сторон раздалось: «Волим под царя восточного православного!..» А потом по всем городам народ давал царю присягу в верности. Русь воссоединилась! Впереди ждала грандиозная история…
Ныне всё будто бы в прошлом. На этой же площади есть маленький памятный знак, чёрная – как злая могильная – плита, надпись на которой извещает, что в 1992 году на этом месте некий «гетман» объявил, что «Присяги, даної на цьому місці, зрікаємось», ещё и крест целовал кто-то с ним, анафему на себя накликая. Никто того человека ни в гетманы, ни в президенты не избирал, да к тому ж он не был православным. А предательство, отступничество – это иудин грех, который искупается дорого. С той поры и началась новая Руина, как будто и незримая, но убившая промышленность, науку, армию, снёсшая с лица земли миллионы.
Проходит мазепинская нить и через Переяславль.
Вознесенский собор, который находится в нынешнем центре города, был построен при гетмане Иване Мазепе и на его средства в 1700 году. В ту пору у гетмана, который крест целовал на верность Петру I, был шанс войти в историю, а не вляпаться в неё, став иудою и анафемой, пожелав евроинтегрироваться под знамёна Карла ХII…
Собор недействующий, в нём расположена Диорама-музей «Битва за Днепр в районе Переяслава-Хмельницкого, 1943». За Днепром располагался легендарный Букринский плацдарм. Диорама устроена прямо в алтарной части храма…
Гитлеровцы, очередные интеграторы, осенью 1943 года, перед своим уходом из города, во дворе Вознесенского монастыря расстреляли более 600 человек. Они опасалось, что эти люди, пожив при новом мировом порядке, будут мобилизованы в Советскую армию и начнут активно убивать немцев. О трагедии теперь напоминает вымытая дождями надпись на красном граните и стихи:
Глас вопиющего…
Но уже дважды, да, дважды, в нашей истории Переяславль становился стержнем воссоединения Руси. Будет ли третий? Бог весть. Но в народе бытует присловье: Бог троицу любит. А с этим и не поспоришь.