Поделиться ссылкой:
Похороны писателя и журналиста Олеся Бузины, убитого несколькими выстрелами в упор во дворе своего дома, по сути, стали первой столь массовой политической акцией в Киеве, носивший ярко выраженный антиправительственный характер.
Попрощаться с одним из наиболее ярких авторов современной Украины, стоявшим в оппозиции нынешней власти, пришли сотни людей. Разного возраста и разных политических взглядов, но объединенных неприятием постмайданной власти.
Уже во дворе обычной советской панельной многоэтажки, куда из морга привезли гроб с телом, наметилась первая линия политического противостояния.
Участники траурной церемонии довольно-таки жестко попросили удалиться журналистов телеканала «1+1», принадлежащего скандально известному днепропетровскому олигарху Игорю Коломойскому. Их прямо обвинили в косвенной причастности к гибели Олеся Бузины и разжигании ненависти в стране.
Сложно сказать, насколько обоснованы эти обвинения применительно к конкретным журналистам, но факт более чем примечательный.
У гроба стоят осунувшиеся мать и жена. Но плачут не только они: некоторые украдкой, словно стесняясь своей слабости, смахивают слезу, другие – не могут сдержать плач.
«Нельзя за инакомыслие убивать человека, – не сдерживает эмоций женщина, к которой обратились с вопросом журналисты. – Мы же в Европу идем! Где ваша толерантность?».
«Олесь мой друг, с которым мы планировали вместе встречать Пасху, – рассказывает киевский публицист Дмитрий Скворцов. – Даже те, кто его любил, признавали противоречивость Олеся как творца, писателя, историка. Но когда Господь забирает человека на Светлую седмицу, то это знак того, что этот человек отмечен Богом. Маловероятно, что к убийству причастна власть, но ее безусловная вина в том, что она не может утихомирить и усмирить радикальные элементы, которые хотят видеть Украину только для украинцев в виде мононационального государства».
И вот гроб заносят в автобус. Сотни человеческих рук взрываются аплодисментами, которые не стихают до тех пор, пока автобус не отъезжает.
Следующий точка траурного маршрута – церковь Живоносного источника Киево-Печерской Лавры, где проходит отпевание. Увы, небольшая церквушка вмещает лишь малую часть от огромного количества желающих попрощаться.
Отсюда едем на Берковецкое кладбище. Здесь уже масса людей, дожидающихся окончания церемонии отпевания. Едва только из подъехавшего автобуса вынесли гроб, снова начинается конфликт с журналистами. Увидев камеру с логотипом «1+1», люди начинают скандировать: «Убийцы! Убийцы!».
К гробу не протолкнуться. Выступают друзья, коллеги и даже те, кто не был знаком с писателем. Впрочем, тех, кто не был с ним лично знаком, здесь явно большинство.
Градус радикализма накаляется с каждым выступлением.
Звучат призывы выйти в Киеве на 9 Мая с Георгиевскими лентами, периодически народ скандирует «Свободу народу Украины», «Фашизм не пройдет» и даже поет «Священную войну».
«История современной Украины будет делиться на две части: до и после убийства Бузины, – говорит один из выступающих. – И поверьте, эта Украина уже будет другой».