Поделиться ссылкой:
29 октября 1955 года на севастопольском рейде затонул «Новороссийск» — советский военный корабль, линкор Черноморского флота ВМФ СССР.
Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц советского ВМФ. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман черноморской эскадры линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков, четыре сотни из них приняли страшную смерть в задраенных отсеках перевернувшегося корабля. Повезло только двоим матросикам, сбежавшим в ту ночь в самоволку. Причина трагедии до сих пор неизвестна. Но недавно появились новые данные…
Естественно, для выяснения причин взрыва тогда была создана правительственная комиссия во главе с зампредом Совмина Малышевым. Она проработала неделю и дала крайне странное заключение: «Наиболее вероятно, что… под кораблем имел место взрыв немецкой мины… Нельзя полностью исключить, что причиной подрыва линкора является диверсия…» (цит. по книге: Н. Никольский, В. Никольский. «Почему погиб линкор „Новороссийск“?»)
Капитан 1-го ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков служил на «Новороссийске» с 1949 года. В 1954-м был откомандирован на учебу и, вернувшись в Севастополь утром 29 октября 1955 года, стал очевидцем последнего акта трагедии.
Советский «Юлий Цезарь»
«АиФ»: Октябрь Петрович, «Новороссийск» — «в девичестве» итальянский линкор «Giulio Cesare» («Юлий Цезарь») — был спущен на воду в 1911 году. Зачем Советскому Союзу после Второй мировой войны понадобилось участвовать в разделе флота фашистской Италии?
Октябрь Бар-Бирюков: Недавно из источников, заслуживающих доверия, мне удалось получить ответ. Дело в том, что атомной бомбой СССР обладал с 1949 года, а вот морских средств применения ядерного оружия у нас тогда не было. Ракетное, торпедное и минное оружие только разрабатывалось. Решением могли стать только морские крупнокалиберные пушки, стреляющие тяжелыми снарядами на большое расстояние. Престарелый, но весьма скоростной и маневренный итальянский линкор для этой цели подходил идеально. Его 320-миллиметровые орудия главного калибра били на 32 километра, а вес снаряда мог доходить до 525 килограммов.
Пока с 1953 по май 1955 года «Новороссийск» проходил модернизацию, советским военным заводам в срочном порядке заказали полный боекомплект — 1000 крупнокалиберных снарядов. Для орудий «Новороссийска» были изготовлены и тактические ядерные заряды мощностью 5 килотонн.
— И что, «Новороссийск» затонул со всем этим атомным арсеналом?
— К счастью, получить ядерное оружие линкор не успел. Кроме того, до этого предстояло по полной программе отработать учебные стрельбы. Летом 1955 года пришла секретная директива: управлять стрельбами будет не командир дивизиона, а старший артиллерист «Новороссийска». Такое повышение статуса могло говорить только о том, что этому мероприятию «наверху» придают особое значение.
Выход линкора в Новороссийск за новым боезапасом был намечен после ноябрьских праздников.
— Может быть, это случайное совпадение?
— Возможно. Но что-то уж слишком много совпадений. Еще раньше, чем СССР, свои линкоры типа «Нью-Джерси» атомным оружием оснастили американцы. Кстати, 28 октября 1955 года было зафиксировано первое и последнее появление одного из этих американских дредноутов в Стамбуле. Ни до, ни после гибели «Новороссийска» они в Черное море не заходили. Тоже совпадение?
Версии
— Странно получается: в разгар «холодной войны» гибнет самый большой советский военный корабль, а почему — неизвестно.
— Правительственная комиссия рассматривала три вероятные причины взрыва: детонация боезапаса, подрыв на немецкой мине, пролежавшей на дне со времен войны, и диверсия. Первая версия отпала, когда было точно установлено: 320-миллиметровые снаряды остались в целости и сохранности. «Минный след» представляется сомнительным, несмотря на то что несколько немецких мин на дне Севастопольской бухты после гибели линкора все-таки нашли. Правда, все они оказались «протухшими» — от времени сели батарейки взрывателей. Так что наиболее вероятной остается только третья версия — диверсионная.
— Имеются в виду недобитые итальянские фашисты, которые на свой страх и риск решили отомстить Советам?
— Не буду спорить: в чисто «итальянской версии» много натяжек, хотя подразделения боевых пловцов в Италии действовали со времен войны. Но то же самое можно сказать и еще про одну страну — Англию. После выхода Италии из войны в 1943 году морские спецслужбы этих стран тесно взаимодействовали. Особенно — после создания НАТО.
Замечу, что Великобритания вообще весьма уязвима для советского ядерного оружия морского базирования. В случае применения атомных взрывных устройств возле западного побережья Англии из-за розы ветров, которые в тех краях круглый год дуют на восток, радиационному заражению подверглась бы вся страна. Аналогичная история — с США. Все это говорит в пользу того, что именно эти страны были больше всех заинтересованы в устранении «Новороссийска».
— Вы всерьез предполагаете, что в 1955 году блок НАТО был готов воевать с СССР?
— В первой половине 1955 года наши Вооруженные силы, ослабленные хрущевской военной реформой, были, как никогда, уязвимы. У американцев тогда было несколько сотен ядерных бомб, у нас — несколько десятков. Это был последний год, когда у Запада был шанс победить в ядерной войне. Но перед ее началом необходимо было вывести из строя «Новороссийск» — единственный на тот момент советский морской надводный носитель ядерного оружия.
Войны, как известно, не произошло. Полагаю, что нападение на СССР свернули летом 1955 года, когда у нас испытали первую в мире водородную бомбу. А вот диверсию на «Новороссийске» остановить то ли забыли, то ли не захотели…
— Экипаж «Новороссийска», моряки с других кораблей боролись за спасение флагмана. Были награждены погибшие и выжившие?
— С этим получилось то, что часто у нас бывает, когда дело доходит до наград. Сперва всех хотели наградить по горячим следам, потом почему-то передумали и засекретили все 719 наградных листов. Они 40 лет пролежали в архивах. Вспомнили об этом только в 1995 году, и то под нажимом ветеранов линкора. Переоформление советских документов на новые российские заняло 4 года — «неожиданно выяснилось», что оставшиеся в живых ветераны и родственники погибших разъехались кто куда, многие проживают в ближнем и дальнем зарубежье. Вмешательство тогдашнего премьер-министра Е. М. Примакова позволило все же издать президентский указ (почему-то с грифом «для служебного пользования») и представить в 1999 году 716 «новороссийцев» к ордену Мужества. На сегодняшний день вручено менее 200 наград. К сожалению, 55 человек, погибших в катастрофе, в указ не попали. Поименно их до сих пор ни Черноморский флот, ни российский ВМФ точно установить не могут.