Поделиться ссылкой:
«Никогда не воюйте с русским», — так говорил Отто фон Бисмарк современникам, и писал потомкам. Однако немногие вняли его советам. Дважды Германия встречалась с Россией в бою после этих пророческих слов, и дважды ей было тяжело биться с русскими. Познавая на своей шкуре, что такое русская армия и русское оружие, после войны немцы отдавали им должное в дневниках и мемуарах.
Настоящие русские штыковые бои немцы испытывали на протяжении всей Первой мировой войны на Восточном фронте. Данные атаки были хорошо известны всем армиям, но русские приводили немцев в ужас.
Пользовались уважением и русские кавалеристы. Всадники никогда не уклонялись ни от верхового боя, ни от пешего. Конные цепи иногда шли в атаку даже на пулемёты и артиллерию, не кланяясь выстрелам. И именно потому генерал фон Позек восхвалял русских кавалеристов в своей монографии «Немецкая кавалерия в Литве и Курляндии».
Австро-венгры, особенно офицерский состав, как, к примеру, Дитрих фон Ходкевич, и вовсе восхищались и восторгались русской пехотой.
Двадцать с небольшим лет спустя, когда война несколько изменила свое лицо, когда Гитлеровская Германия напала на Советский союз, даже когда командование и офицерский состав составляли в подавляющем большинстве откровенные нацисты, находились немцы, восхищавшиеся русской отвагой.
Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст, немецкий фельдмаршал, который успел встретиться с русскими в двух войнах отмечал, что немецкая армия смогла развить успех на первых периодах войны исключительно за счёт более качественной подготовки, в силу того, что советская армия лишь оправлялась после революции и Гражданской войны.
Гюнтер Блюментритт, генерал пехоты, командовавший 25 армией, также успел встретиться с русскими во время обеих мировых войн, где не раз отмечал доблесть русского солдата.
Однако не только «белая кость», но и строевые части отмечали доблесть своих противников. Роберт Кершое в книге «1941 год глазами немцев» пишет, о том, как во время атаки в первые дни войны они наткнулись на Т-26 и подбили его из полкового орудия. Выживший член экипажа высунулся по пояс из люка башни, и открыл стрельбу из пистолета. Когда же его удалось убить, немцы с ужасом осознали, что ему оторвало снарядом обе ноги, когда танк был подбит, но, невзирая на это, он всё равно вёл огонь по немецкой пехоте.
Таких свидетельств множество. В любом конфликте, где участвовали русские войска, неприятель высоко оценивал качества русских солдат. Общим в оценках за все века и сотни битв можно подвести одно. И французы, и немцы, и японцы, и остальные противники сошлись в одном: «Русских не сломать и не поставить на колени!».