Поделиться ссылкой:

Я бы хотел сначала остановиться на самых ранних исторических письменных источниках, которые зафиксировали слово «Русь». Первое достоверное упоминание Руси в письменных источниках – это латиноязычные Бертинские анналы, официальная хроника Западно-Франкского королевства. Часть, где содержится это сообщение, написана придворным капелланом императора Людовика Благочестивого, сына Карла Великого, епископом Пруденцием. Пруденций пишет, что 18 мая 839 года (вот мы имеем точную датировку, как ни странно, первого события древнерусской истории, сведения о котором дошли до нас) к императору Людовику Благочестивому прибыло посольство от византийского императора Феофила. С этими послами Феофил, как пишет Пруденций, «прислал ещё неких людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называются Рос. И что король их, именуемый хаканом, направил их к нему, Феофилу, как они уверяли, ради дружбы». То есть впервые мы видим упоминание слова «Русь» в форме «Рос». По-видимому, это прямое заимствование, со слов самих послов зафиксировано это слово, со звуком «О», а не «У», каким оно стало в древнерусском языке.

Дальше анналы говорят, что «император Феофил просил, чтобы по милости императора Людовика и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернутся на родину, так как путь, которым они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подвергались при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав цель их прибытия, император Людовик узнал, что они из народа свеев, то есть шведов, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились они с честными намерениями или нет. Об этом он незаметно сообщил Феофилу, как и о том, что принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставив возможность безопасного возвращения и помощь. Если же нет, то с нашими послами отправит пред Феофиловы очи, дабы тот сам решил, как с ними следует поступить». К сожалению, Пруденций не сообщает, что произошло с этими послами дальше. Из этого сообщения мы узнаём очень важную информацию: что есть народ рос, что существует некое государственное образование, правитель которого именуют тюркским титулом «хакан», послами этого государственного образования, этими самыми росами, оказались скандинавы.

Второе по времени известие – арабское. Арабские авторы отличали русов от славян. Первое известие о русах принадлежит Ибн Хордадбеху, чья Книга путей и стран была завершена в 880-х годах. Ибн Хордадбех описывает купцов, и в том числе купцов русов: «Если говорить о купцах ар-рус, то эта одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц и мечи из самых отдалённых земель славян…» Мы читаем в этом источнике, что русы занимаются торговлей и что уже в 840-х годах существует путь по Дону и в Византию по Волге, так называемый Великий Волжский путь, который связывал Балтику со странами Востока. И русские купцы плывут по Каспийскому морю и также идут караванными путями до Багдада вместе со славянскими слугами, которые для них выступают переводчиками…

Следующее событие датировано 18 июня 860 года, это поход русов на Византию, который упоминается уже в византийских, греческих источниках. Это был масштабный поход. Росы осадили Константинополь, он очень долго был в осаде, но потом буря разметала корабли росов, и им пришлось уйти. Поход был неудачный. Но византийские источники утверждают, что вскоре после этого росы появились в Византии и попросили принять крещение какой-то части варяжской дружины.

Из всех этих сообщений мы видим, что варяги, или русы, – вольные торговцы, дипломаты. Торговый путь по Волге в Каспий, Великий Волжский Путь, начавший функционировать в начале IX века, связал Балтику со странами Арабского Востока. Другой путь, более поздний, окончательно сложившийся к концу IX века, а археологически прослеживающийся с начала X века – это путь по Днепру, путь «Из варяг в греки». По этим двум путям шёл поток арабского серебра, выполняющего функцию международной валюты того времени, и, конечно, разные товары из арабского мира, Скандинавии, Греции, Византии проходили транзитом через территорию восточных славян, финских племён, то есть через территорию Древнерусского государства. Торговые связи были очень обширными. Ну и конечно, в значительной степени христианство распространялось благодаря развитым торговым путям и связям с Византией. В обиход древнерусского общества оно входило при участии варягов, которые активно принимали крещение.

Вот именно как дружина, как торговцы, как князья варяги появились на Руси и сыграли свою роль в процессе складывания Древнерусского государства. Конечно, они были не единственные, это влияние не было решающим, но оно было. В пространстве взаимодействия совсем разных этнических сил: и восточных славян, и финно-угорских племён, и варягов-скандинавов, и при влиянии Византии, арабского мира, хазарского мира, – формировалось то, что мы называем Древнерусским государством.

От admin